Главная    Почта    Новости    Каталог    Одноклассники    Погода    Работа    Игры     Рефераты     Карты
  
по Казнету new!
по каталогу
в рефератах

Женская проза



 Другие рефераты
Есенин и революция Жанровая специфика лирической песни Анаэробные сообщества микроорганизмов, разрушающих ароматические ксенобиотики Женские образы в древнерусских житийных повестях XVII века (Повесть о Марфе и Марии, Повесть об Ульянии Лазаревской)

План:

I.       «Женская       проза»        –        «новая        волна»        в
   литературе.__________________________________4
II. Проза Виктории Токаревой.
      1.           Токарева           не           пишет            заказной
         литературы.________________________________5
      2.       Произведения        Токаревой        –        книги        «о
         жизни».______________________________6-7
         а)     Рассказы     помогают     найти     ответы     на     многие
           вопросы.____________________6
         б)                    Проблематика                     произведений
           обширна._______________________________7
      3.       Особенности,       темы        и        идеи        рассказов
         Токаревой._________________________8-13
          а)     «Я есть. Ты есть. Он есть» – проблема рассказа –  сложность
            взаимоотношений.___________________________8
          б)         Сильная     женщина     в     рассказе      «Инфузория-
            туфелька»._________________11
          в)      Человек,  стоящий  посередине   в   рассказе   «День   без
            вранья».___________13
      4. Особенности женской психологии.____14
      5.        Проза        Токаревой         не         только         для
         домохозяек.________________________________15
III. Основные тенденции женщин.________19
IV. Список использованной литературы.___20

В  70-е  года  появилась  «Новая  волна»  литературы.  Эта  литература  была
неоднородна и авторов  зачастую  объединяла  лишь  хронология  появления  их
произведений да общее стремление к поиску новых художественных форм.
      Среди  произведений  «Новой  волны»  появились  книги,  которые  стали
называть «женская проза». К  «женской  прозе»  стали  относить  произведения
В.Токаревой, Л.Петрушевской, Г.Щербаковой, Т.Толстой… Но это явление до  сих
пор не исследовано, критической литературы  почти  нет,  а  книг  на  полках
магазинов появляется все больше и больше.
      Мой выбор пал на произведения Виктории Токаревой,  так  как  она  явно
талантлива и читать ее просто и интересно. Она пишет в  основном  повести  и
рассказы о семье,  о  любви,  о  смерти,  о  предательстве,  рассказывает  о
судьбах разных людей.  Виктория  Токарева  показывает  реальный  современный
мир, мир, в котором мы живем.
      Целью  данной  работы  является  исследование  произведений   Виктории
Токаревой, написанных в разные годы, так как  считаю,  что  творчество  этой
писательницы ярко представляет «женскую прозу».
      В своей  работе  я  буду  опираться  на  немногочисленные  критические
работы,  постараюсь  вскрыть  признаки  «женской  прозы»  как  литературного
явления.
Виктория Токарева родилась в Ленинграде. Окончила Ленинградское  музыкальное
училище по классу фортепиано.  Потом  переехала  в  Москву,  где  училась  в
государственном институте кинематографии на сценарном факультете.
      Первый ее рассказ «День без вранья» был напечатан в 1964 году.  Сейчас
Токарева известна не  только  как  автор  ярких,  остросюжетных  повестей  и
рассказов, но и как  сценарист.  По  ее  сценариям  были  сняты  и  получили
широкое признание фильмы  и  телеспектакли,  например,  «Уроки  литературы»,
«Мимино», «Джентльмены удачи», «Между небом и землей» и другие.
      В  1993  году  Виктория  Токарева  была  принята  в  члены  элитарного
столичного «Пен-клуба», устав которого не  разрешает  участие  в  каком-либо
другом творческом объединении.
      В одном интервью Виктория Токарева сказала, что она не пишет  заказную
литературу. Было много предложений написать роман: «Ну что  вы  пишите  свои
рассказы  и  повести?  Напишите  роман,  типа  «Марианны»,  только   хорошим
токаревским языком. Страниц на пятьсот. Это же совсем другая прибыль».  Или:
«Ну что ты пишешь про каких-то интеллигентных нытиков? Напиши  про  хорошего
рабочего парня».
      «Итак: коммунисты хотели линию партии. Бизнесмены  хотят  прибыль»,  -
сделала вывод Виктория Токарева[1].
      «Еще в школе, в классе, наверное, в девятом, я сидела и писала романы.
И учительница по  литературе  –  очень  строгая,  даже  отличницы  не  могли
получить у нее пятерку  -–ставила  мне  за  сочинения  пять.  Еще  помню,  в
двенадцать лет  мне  мама  прочитала  Чехова,  «Скрипку  Ротшильда»,  и  это
повернуло во  мне  какой-то  ключик.  Как  мне  теперь  кажется,  это  было,
конечно,  с   самого   начала   заложено,   как   в   компьютер   информация
закладывается. Я родилась с дискеткой писательницы, а Антон  Павлович  Чехов
нажал нужную кнопку»[2].
      Как  только  рухнул  «железный  занавес»,   в   нашу   страну   хлынул
неуправляемый поток зарубежной литературы  разных  жанров.  Нельзя  сказать,
что эти книги были низкого качества, и все русский  народ  быстро  устал  от
всевозможных детективов, аморальных и низкоинтеллектуальных  произведений  с
похожими сюжетами. Наша страна превратилась из самой читающей, в  далеко  не
самую читающую. Отрадно видеть, что сейчас этот процесс очень  медленно,  но
все же начал двигаться в обратном направлении. Причем  в  книжных  магазинах
чаще требуют не детективы с лихо закрученным сюжетом и непобедимыми героями-
одиночками, а всегда популярные  у народа книги «о жизни».  Именно  под  эту
категорию  подходят  произведения  Виктории  Токаревой.   И   хотя   впервые
трехтомник Токаревой увидел свет в 1994,  но  рассказы  и  повести  Виктории
Токаревой охватывают довольно большой период: от середины 80-х,  когда  СССР
еще более или менее прочно  стоял  на  ногах  и  когда  пассажиры  ездили  в
автобусах за четыре копейки, до начала 90-х, когда рынок  пришел  в  Россию,
заставив  опытного  врага  подрабатывать  реставрацией  икон.  Ценность   ее
произведений заключается в том, что они помогают читателям еще не  до  конца
разобравшимся в условиях новой жизни, найти ответы на многие вопросы.
      Естественно,  каждый  рассказ  или  повесть   обладают   определенными
особенностями, но их  жанр  можно  определить  как  бытовое  произведение  с
частыми  философскими  отступлениями.  Темой  является  поведение  людей   в
необычных или новых условиях: в экстремальной ситуации, когда жена узнает  о
многолетнем романе мужа с другой женщиной или когда мать узнает  о  женитьбе
сына уже как о состоявшемся и совершенно неожиданном факте,  или  в  обычной
жизни, когда человек решает не врать даже в  мелочах и никого не бояться.
      Проблематика ее произведений очень обширна: отношение людей к правде и
ко  лжи,  любовь  и   чувство   долга,   дом-крепость   и   остальной   мир,
взаимоотношения между представителями разных поколений, семья и  развлечения
мира, смысл жизни, ужасные условия жизни в  России  и  нежелание  уезжать  в
другую страну. Герои Токаревой простые люди,  жизнь  которых  по  каким-либо
причинам существенно меняется. Мало кто из них был счастливым  человеком,  и
стал  таковым,  но  все  они  находят  наиболее  удобный  для  себя   способ
существования в это мире, стационарное положение, которое позволяет в  новом
свете увидеть плюсы и минусы своей жизни.
      В своих произведениях Виктория  Токарева  рассказывает  в  основном  о
судьбах современных женщин, женщин 80-х-90-х годов.
В повести «Я есть. Ты есть. Он есть» автор показывает жизнь  и  любовь  сына
глазами матери.
      Это обычная семья, с которой произошла необычная история. Анна – мать-
одиночка, ждет своего взрослого сына Олега с работы.  А  Олег  праздновал  в
ресторане свою женитьбе на студентке Ирине.
      Взаимоотношения  между  Анной  и  Ириной  не  складываются.  И  спустя
несколько месяцев молодожены переехали, и Олег не виделся  с  матерью  более
полугода, пока не произошла авария.  Ира  осталась  калекой.  Олег  попросил
мать ухаживать  за  женой,  а  чуть  позже  он  стал  встречаться  с  другой
женщиной, с коллегой по работе – Петраковой.
      Уже само название повести «Я  есть.  Ты  есть.  Он  есть»  настраивает
читателя на жестокую борьбу, в  которой  каждый  борется  за  себя:  борется
мать, опекающая своего взрослого сына, борется Олег, оправдывая себя и  свой
поступок фразой: «Я боролся за свою любовь»[3]. Ведь мать уже  не  допустила
один его брак, и все же он не имел  права  «ее…  задвинуть  под  диван,  как
пыльный тапок»[4]. Многое становится на свои места, когда  героиня  проводит
параллель между  своим  поступком  в  молодости,  отношением  к  свекрови  и
действиями сына. Такие фразы: «Ты им не нужна. Но ты им  необходима»,  «Ведь
вы любите его для себя, чтобы вам было хорошо, а не  ему»[5],  -  привели  к
размышлению отношений матери и сына. Жизнь Анны после этого потеряла  всякий
смысл,  но  судьба  устроила  так,  что   Олег   столкнулся   с   настоящими
трудностями, и тогда он пришел к матери за помощью, только  сейчас  осознав,
что у него нет никого, кроме нее. Анна приняла сына, они снова  вместе,  сын
и мать, а сострадание,  порожденное  отсутствующим  взглядом  Ирины,  «съело
ненависть, как солнце съедает снег. Осталась влажная  пустота».  Мать  взяла
на себя все заботы, создала  для  сына  все  условия,  и  он  попав  в  сети
Петраковой.  Пришел  к  такой  мысли:  «Только  в  этом  доме  он   -   бог.
Богочеловек». Но Петраковой удалось больше,  чем  Ирине:  «Олега  заглотнули
вместе с каблуками», теперь мать уже окончательно потеряла сына,  но  долгие
заботы об Ирине дали ей право на новую семью, в которой  будут  она,  Ирина,
вернувша
123
скачать работу


 Другие рефераты
Политический процесс
Древнейшие племена, народности и Государства Армянского Нагорья
Пероксисомалар
Великие математики второй половины XVII столетия


 

Отправка СМС бесплатно

На правах рекламы


ZERO.kz
 
Модератор сайта RESURS.KZ