Главная    Почта    Новости    Каталог    Одноклассники    Погода    Работа    Игры     Рефераты     Карты
  
по Казнету new!
по каталогу
в рефератах

Балет Прокофьева Ромео и Джульетта



 Другие рефераты
Антонио Доменико Виральдини (1705-1741) Введение в базы данных и СУБД Барокко Большие интегральные схемы

“Может ли художник стоять в стороне от жизни?.. Я придерживаюсь того
убеждения, что композитор, как и поэт, ваятель, живописец призван служить
человеку и народу… Он, прежде всего, обязан быть гражданином в своём
искусстве, воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому
будущему…”
В этих словах гениального композитора Сергея Сергеевича Прокофьева
раскрывается смысл и значение его творчества, всей его жизни, подчинённой
непрерывному дерзанию поискам, завоеванию всё новых высот на пути создания
музыки выражающей помыслы народа.
Сергей Сергеевич Прокофьев родился 23 апреля 1891 года в селе Сонцовка
на Украине. Его отец служил управляющим в имении. С самых ранних лет Серёжа
полюбил серьёзную музыку благодаря своей матери, которая хорошо играла на
рояле. В детстве талантливый ребёнок уже сочинял музыку. Прокофьев получил
хорошее образование и знал три иностранных языка. Очень рано у него
появились независимость суждений о музыке и строгое отношение к своему
труду. В 1904 году 13 летний Прокофьев поступил в Петербургскую
консерваторию. Он провёл в её стенах десять лет. Репутация Петербургской
консерватории в годы обучения в ней Прокофьева была очень высокой. В числе
её профессоров находились первоклассные музыканты такие как: Н.А. Римский-
Корсаков, А.К. Глазунов, А.К. Лядов, а в исполнительских классах - А.Н.
Есипова и Л.С.Ауэр. К 1908 году относится первое публичное выступление
Прокофьева, исполнившее свои произведения на вечере современной музыки.
Исполнение Первого концерта для фортепиано с оркестром (1912 год) в Москве
принесло Сергею Прокофьеву громадную славу. Музыка поразила своей
необычайной энергией, смелостью. Настоящий смелый и жизнерадостный голос
слышится в бунтующих дерзостях молодого Прокофьева. Асафьев писал: “Вот –
дивное дарование! Огненное, живительное, брызжущее силой, бодростью,
мужественной волей и увлекающей непосредственностью творчества. Прокофьев
иногда жесток, порой неуравновешен, но всегда интересен и убедителен”.
Новые образы динамичной, ослепительно светлой, музыки Прокофьева
рождены новым мироощущением, эпохой современности , ХХ веком. После
окончания консерватории молодой композитор ездил за границу – в Лондон, где
проходили в то время гастроли русской балетной труппы организованной
С.Дягилевым.

Появление балета “Ромео и Джульетта” составляет важную переломную веху
в творчестве Сергея Прокофьева. Он был написан в 1935-1936 годах. Либретто
разработано композитором совместно с режиссёром С. Радловым и
балетмейстером Л. Лавровским (Л. Лавровский и осуществил первую постановку
балета в 1940 году в Ленинградском театре оперы и балета имени С. М.
Кирова). Убедившись в бесперспективности формального экспериментаторства,
Прокофьев стремится к воплощению живых человеческих эмоций, утверждению
реализма. Музыка Прокофьева ярко раскрывает основной конфликт шекспировской
трагедии – столкновение светлой любви с родовой враждой старшего поколения,
характеризующий дикость средневекового уклада жизни. Музыка воспроизводит
живые образы шекспировских героев, их страсти, порывы, их драматические
столкновения. Форма их свежа и самозабытна, драматургические и музыкально-
стилистические образы подчинены содержанию.
К сюжету “Ромео и Джульетта” обращались часто: “Ромео и Джульетта” –
увертюра-фантазия Чайковского, драматическая симфония с хором Берлиоза, а
также - 14 опер.
“Ромео и Джульетта” Прокофьева – это богато развитая хореографическая
драма со сложной мотивировкой психологических состояний, обилием чётких
музыкальных портретов-характеристик. Либретто сжато и убедительно
показывает основу шекспировской трагедии. В нём сохранена основная
последовательность сцен (сокращены лишь немногие сцены – 5 актов трагедии
сгруппированы в 3 больших акта).

В музыке Прокофьев стремится дать современные представления о старине
(эпоха описываемых событий – XV век). Менуэт и гавот характеризуют
некоторую чопорность и условную грацию (“церемонность” эпохи) в сцене бала
у Капулетти. Прокофьев ярко воплощает в музыке шекспировские контрасты
трагичного и комического, возвышенного и шутовского. Рядом с драматическими
сценами – весёлые чудачества Меркуцио. Грубоватые шутки кормилицы. Ярко
звучит линия скерцозности в картинах ??????????? веронской улицы, в
скоморошьем “Танце масок”, в шалостях Джульетты, в смешной старушечьей теме
Кормилицы. Типичное олицетворение юмора – весельчак Меркуцио.
Одним из важнейших драматических средств в балете “Ромео и Джульетта”
является лейтмотив – это не краткие мотивы, а развёрнутые эпизоды (например
тема смерти, тема обреченности). Обычно музыкальные портреты героев у
Прокофьева сплетаются из нескольких тем, характеризующих разные стороны
образа – появление новых качеств образа вызывает и появление новой темы.
Ярчайший пример 3 темы любви, как 3 ступени развития чувства:
1 тема – его зарождение;
2 тема – расцвет;
3 тема – его трагический накал.
Центральное место занимает в музыке лирическая струя – тема любви,
побеждающая смерть.
С необычайной щедростью обрисовал композитор мир душевных состояний
Ромео и Джульетты (более 10 тем) особенно многогранно охарактеризована
Джульетта, превращающаяся из беззаботной девочки в сильную любящую женщину.
В соответствии с замыслом Шекспира дан образ Ромео: вначале он охватывает
романтические томления, затем проявляет пламенную пылкость влюблённого и
отвагу бойца.
Музыкальные темы, намечающие зарождение чувства любви, прозрачны,
нежны; характеризующие зрелое чувство влюбленных наполнены сочными,
гармоничными красками, остро хроматированы. Резкий контраст к миру любви и
юношеских шалостей представляет вторая линия – “линия вражды” – стихия
слепой ненависти и средневековой ???????? – причина гибели Ромео и
Джульетты. Тема распрей в резком лейтмотиве вражды – грозный унисон басов в
“Танце рыцарей” и в сценическом портрете Тибальда – олицетворение злобы,
надменности и сословной спеси, в эпизодах боевых схваток в грозном звучании
темы герцога. Тонко раскрыт образ Патера Лоренцо – ученого-гуманиста,
покровителя влюблённых, надеющегося, что их любовь и брачный союз примирит
враждующие семьи. В его музыке нет церковной святости, отрешённости. Она
подчёркивает мудрость, величие духа, доброту, любовь к людям.

Разбор балета

В балете три акта (четвёртый акт – эпилог), два номера и девять
картин
I действие – экспозиция образов, знакомство Ромео и Джульетты на балу.
II действие. 4 картина – светлый мир любви, венчание. 5 картина – ужасная
сцена вражды и смерти.
III действие. 6 картина – прощание. 7, 8 картины – решение Джульетты
принять снотворное зелье.
Эпилог. 9 картина – смерть Ромео и Джульетты.

I акт
№1 Вступление начинается с 3 темы любви – светлой и скорбной;
знакомство с основными образами:
2 тема – с образом целомудренной Джульетты-девочки – грациозной и лукавой;
3 тема – с образом пылкого Ромео (сопровождение показывает пружинистую
походку юноши).

 

1 картина
№2 “Ромео” (Ромео бродит по предрассветному городу) – начинается с
показа лёгкой походки юноши – задумчивая тема характеризует его
романтический облик.
№3“Улица просыпается” – скерцо – на мелодии танцевального склада,
секундные синкопы, различные тональные сопоставления придают остроту,
озорство, как символ здоровья, оптимизма – тема звучит в разных
тональностях.
№4 “Утренний танец” – характеризует пробуждающуюся улицу, утреннюю
сутолоку, остроту шуток, бойких словесных поединков – музыка скерцозна,
шутлива, мелодия упругая по ритму, приплясывающая и мчащаяся –
характеризует тип движения.
№5 и 6 “Ссора слуг Монтекки и Капулетти”, “Бой” – нет ещё яростной
злобы, темы звучат задиристо, но задорно, продолжают настроение “Утреннего
танца”. “Бой” – как “этюд” – моторное движение, бряцание оружия, стук
мячей. Здесь впервые появляется тема вражды, проходит полифонически.
№7 “Приказ Герцога” – яркие изобразительные средства (театральные
эффекты) – угрожающе медленная “поступь”, острый диссонант звучания (ff) и
наоборот разряжён, пустые тонические трезвучия (pp) – резкие динамические
контрасты.
№8 Интерлюдия – разрядка напряженной атмосферы ссоры.
2 картина
В центре 2 картины “портрет” Джульетты-девочки, резвой, шаловливой.
№9 “Приготовления к балу” (Джульетта и Кормилица) звучат тема улицы и
тема Кормилицы, отражающая её шаркающую походку.
№10 “Джульетта-девочка”. Разные стороны образа проявляются резко и
неожиданно. Музыка написана

123
скачать работу


 Другие рефераты
История компьютера
Религиозное воспитание
Внеклассная работа по математике
Қан және қан айналу жүйесінің жасқа байланысты ерекшеліктері


 

Отправка СМС бесплатно

На правах рекламы


ZERO.kz
 
Модератор сайта RESURS.KZ